silent_gluk: (Страх)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк ([personal profile] silent_gluk) wrote2009-01-08 03:29 am

Если читать "Далекую Радугу"...

...зная, _что_ "имели в виду" Стругацкие во время написания ("Разумеется, это было совершенно, однозначно и безусловно исключено — написать роман-катастрофу на сегодняшнем и на нашем материале, а так мучительно и страстно хотелось нам сделать советский вариант «На последнем берегу»: мертвые пустоши, оплавленные руины городов, рябь от ледяного ветра на пустых озерах, черные землянки, черные от горя и страха люди и — тоскливая мелодия-молитва над всем этим: «Летят утки, летят утки да два гуся...» Мы обдумывали все возможные и невозможные варианты такой повести (у нее уже появилось название — «Летят утки»), строили эпизоды, рисовали мысленные картинки и пейзажи и понимали: все это зря, ничего не выйдет и никогда — при нашей жизни.
Почти сразу же после совещания мы поехали вместе в Крым и там, наконец, придумали, как все это можно сделать: просто надо уйти в мир, где нет ядерных войн, но — увы! — все еще есть катастрофы. Тем более, что этот мир у нас уже был придуман, продуман и создан заранее и казался нам немногим менее реальным, чем тот, в котором мы живем.") - то это вполне заметно. Скажем, Волна обретает явные черты сходства с нейтронной-бомбой-в-массовом-представлении ("Через полчаса она будет здесь и пойдет дальше, а здесь останется гладкая черная пустыня. Башня, конечно, останется, и ничего не случится с ульмотронами, и птерокар останется, и оторванное крыло повиснет в горячем безветрии. И, может быть, от Камилла останется шлем. А уж от меня вообще ничего не останется.").

А когда я читала, еще не имея ни малейшего представления о "Комментариях к пройденному" (и о творчестве Шюта - тоже) - вполне хватало "верхнего слоя".

PS. Волну, по крайней мере, видно. А вот радиацию - нет... Говорят, что она (радиация) еще и поэтому так пугает.

[identity profile] baylanto.livejournal.com 2009-01-18 05:11 am (UTC)(link)
В мае 86 любой вывоз семьи из города расценивался как распространение панических слухов и дезертирство. Кто мог - те вывозили, если было куда (родственники в другом городе, например). Прочим просто некуда было деваться.
Но с партией такие люди рисковали проститься. Это уже потом начали отселять из сильно зараженных зон. И потом разрешили евреям эмигрировать (под это дело принимали не только Израиль, но и Штаты -- чернобыльские беженцы). Гомель опустел практически наполовину за счет евреев и тех, кто мог переселиться в другие места. Но прочим без квартиры деваться было просто некуда (а обмен квартиры, сама понимаешь, в такой ситуации невозможен).