silent_gluk: (Книги-приключения)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк ([personal profile] silent_gluk) wrote2010-07-27 03:12 am

В.Ишимов, А.Лукин. "Беспокойное наследство"

И снова с нами наши кавайные няшечки - советские шпионские романы. Точнее, один их представитель.

Еще точнее - несмотря на наличие некоторого количества штампов (иногда у меня появляется чувство, что это уже не штампы, а "характерные признаки". Или архетипы) - как то: связь современных западных спецслужб с нацистами и вообще, как пишут иногда, "началась эта история в годы войны"; бдительные "обычные граждане" и/или всезнающие советские спецслужбы и т.д. - есть в нем нечто "новое и оригинальное".

Во-первых, шпионская история там далеко не во главе угла. А что же во главе? Формально - история о борьбе за скрипку Страдивари. По сути же - вы будете смеяться, но "борьба за коммунизм". Точнее, не совсем так: в своем роде классическое столкновение "молодого правдоруба" и э... "консерваторов". Что-то в этом духе было, кажется, популярно в 1960-е годы.

Кроме того, интересен такой момент... Данное произведение уже не просто использует характерные для советского шпионского романа мотивы, оно их "осмысляет", "творчески обрабатывает". Вот возьмем главного героя: ершистый, из комсомола исключили, с начальством периодически грызется, критикует, вырос в неполной семье (к тому же какая-то непонятка с отцом: "пропал без вести"), ведет себя странно, "тусуется" с фарцовщиками и стилягами и т.д. Не правда ли, знакомый образ? Поздравляю вас, точно так же считали и э... "западные спецслужбы". Оказались ли они правы - сами понимаете. (Ничего, я тоже поймалась на эту удочку).

В завершение темы - цитата. "- Вот видишь, - резко возразил Павлик, - как ты рассуждаешь. А говоришь: «Всё позади». Такой тип, как Пивторак, ничего не понял во мне - это нормально. Но как ты не понимаешь простую штуку: я чувствую себя хозяином. Хозяином - понятно? Всюду - в городе, в порту, на причале, на собрании, в бухгалтерии, в кабинете начальства, в профсоюзе, в литературе, на пляже, в троллейбусе, в музыке, дома, в театре. Всюду. Я в своей родной стране - хозяин. Все это - мое. И я, как хозяин, вижу и не стесняюсь говорить, что у меня - у меня! - в хозяйстве плохо. Чтобы стало лучше. Просто и естественно! А у пивтораков своя логика: критикует? Недовольный. Недовольный? Подходящий материал! На этом они и терпят неудачи. Словом, сначала я решил ждать - что будет, куда станут развивать события Степан, Мишка и особенно Пивторак. Его я принял за крупного дельца. О другом не думал. А вот после встречи с Осипом... то есть с «Никаким» - помнишь типа в «Красной»? - после этой встречи я стал соображать: ху из ху? А когда он привел эксперта - вот тогда я и отправился в одно учреждение. Там меня поблагодарили, а я предложил, коль скоро уж встрял в дело, продолжу, мол, игру. Серьезные товарищи подумали, посовещались и - согласились. Вот и всё, - неожиданно скомкал рассказ Павлик."

Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org